Когда написал одоевский городок в табакерке. «Городок в табакерке» главные герои. "Городок в табакерке". Жанр произведения

Папенька поставил на стол табакерку.

Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, - сказал он.

Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? - спросил Миша.

Это городок Динь-динь, - отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, - не из другой ли комнаты? И к часам - не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

Право, мой друг, там и без тебя тесно.

Да кто же там живёт?

Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? - спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел над нею, смотрел, смотрел, думал, думал: отчего звенят колокольчики.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди; видите, зовут меня в гости.

Извольте, с величайшей радостью.

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?

Динь, динь, динь, - отвечал незнакомец. - Я - мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь, динь, динь, динь, динь, динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли. Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тисненой бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды, чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

Я вам очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды; там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите…

Динь, динь, динь, - отвечал мальчик, - пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мною.

Миша послушался. В самом деле, с каждым шагом, казалось, своды поднимались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

Отчего это? - спросил он своего проводника.

Динь, динь, динь, - отвечал проводник смеясь, - издали всегда так кажется; видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели: вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

Да, это правда, - отвечал Миша, - я до сих пор не подумал об этом и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька, на другом конце комнаты, читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать! Тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит; а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня у окошка, а папенька сидит на другом конце у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке: очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил.

Динь, динь, динь, как смешно! Динь, динь, динь, как смешно! Не уметь нарисовать папеньку с маменькой! Динь, динь, динь, динь, динь!

Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:

Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите: динь, динь, динь!

Уж у нас поговорка такая, - отвечал мальчик-колокольчик.

Поговорка? - заметил Миша. - А вот папенька говорит, что нехорошо привыкать к поговоркам.

Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал более ни слова.

Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его - оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.

- Нет, теперь уж меня не обмануть, - сказал Миша, - это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинакие.

Ан вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинакие. Если бы мы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще; неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает и можно от него кое-чему научиться.

Миша в свою очередь закусил язычок.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.

Весело вы живёте, - сказал Миша, - век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

Динь, динь, динь! - закричали колокольчики. - Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку. Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно! Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко, и золотые деревья, но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке с музыкой.

- Да, - отвечал Миша, - вы говорите правду. Это и со мною случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься - всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю.

Да сверх того на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.

Какие же дядьки? - спросил Миша.

Дядьки-молоточки, - отвечали колокольчики, - уж какие злые! То и дело, что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже тук-тук бывает, а уж маленьким куда больно достается.

В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: тук, тук, тук! тук, тук, тук! Поднимай, задевай. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, индо бедному Мише жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?

А молоточки ему в ответ:

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

- Какой это у вас надзиратель? - спросил Миша у колокольчиков.

А это господин Валик, - зазвенели они, - предобрый человек - день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться.

Миша к надзирателю. Смотрит, - он в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки, видимо-невидимо, только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом опустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.

Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал:

Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры, кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры!

Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша…

А что тебе надобно? - спросил надзиратель.

Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу… Шуры-муры, шуры-муры…

Ну, многому же я научился в этом городке! - сказал про себя Миша. - Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает! «Экой злой, - думаю я. - Ведь он не папенька и не маменька. Что ему за дело, что я шалю? Знал бы, сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит.

Между тем Миша пошёл далее - и остановился. Смотрит - золотой шатёр с жемчужной бахромой, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:

Сударыня-царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

Зиц, зиц, зиц, - отвечала царевна, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На всё смотришь - ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!

Мише хотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком - и что же? В одно мгновенье пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались. Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся.

Что во сне видел, Миша? - спросил папенька.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.

Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна-пружинка? - спрашивал Миша. - Так это был сон?

Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи-ка нам по крайней мере, что тебе приснилось?

Да, видите, папенька, - сказал Миша, протирая глазки, - мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал-думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась… - Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.

Ну, теперь вижу, - сказал папенька, - что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», - сказал он.


Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Что это за городок? - спросил Миша.

Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку…

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям - не из другой ли комнаты? и к часам - не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…

Право, мой друг, там и без тебя тесно.

Да кто же там живёт?

Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился:

Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? - спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

«Да отчего же, - подумал Миша, - папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в гости».

Извольте, с величайшею радостью!

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в- точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?

Динь-динь-динь, - отвечал незнакомец, - я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли. Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тиснёной бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды - чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

Я вам очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, - там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите.

Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной.

Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

Отчего это? - спросил он своего проводника.

Динь-динь-динь! - отвечал проводник, смеясь. - Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

Да, это правда, - отвечал Миша, - я до сих пор не думал об этом, и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что она правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!»

Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:

Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите «динь-динь-динь»?

Уж у нас поговорка такая, - отвечал мальчик-колокольчик.

Поговорка? - заметил Миша. - А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам.

Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.

Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.

Русский князь Владимир Федорович Одоевский был не только основоположником музыкознания, но и великим писателем и мыслителем, изучал оккультизм. Им создано много произведений, в том числе, и сказки. Известная сказка Одоевского «Городок в табакерке», несет в себе скрытый смысл, главная мысль этого, на первый взгляд, детского рассказа, показать, как работает бюрократическая система управления государства. На поверхности этого глубокого по смыслу произведения, лежит его познавательная тема, в которой занимательно и доступно дается описание устройства музыкальной игрушки.

Характеристика героев «Городок в табакерке»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Папенька

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька подарил мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку, и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность, и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши - мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности и интересу к учебе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим, они дают Мише параллельные знания, мальчики - колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не дает результатов. Мальчики - колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий, и все время заниматься одним и тем же делом, вызывает скуку.

Дядьки-молоточки

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Надзиратель, который лежит на диване, и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки, которая приводит в движение все устройство, и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придет в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как все взаимосвязано в реальном мире, как все зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.

Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

На уроке были использованы следующие методы работы:

1.Словесные. В форме беседы были использованы на этапах актуализации знаний, работы по теме урока, работы над содержанием сказки.

2.Наглядные. Как сопровождение урока использовалась мультимедийная презентация.

3.Практические. Использовались на этапах самоопределения деятельности и работы над содержанием сказки. Дети работали в группах по карточкам, выполняя задания, составляли синквейн, активно работали по учебнику. Наряду с практическими методами детьми были получены научные знания по устройству музыкальной шкатулки. Также была прослушена аудиозапись пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». Данная пьеса дала возможность детям услышать звуки музыкальной шкатулки.

4.Игровые. Игра «Кто сказал?» проводилась на этапе работы над содержанием сказки и требовала активной работы с учебником, правильных и точных ответов учеников.

Также был использован проблемно-поисковый метод , на этапе самоопределения к деятельности и работы по теме урока. Учащимися самостоятельно были подготовлены сообщения о жизне и творчестве В. Ф. Одоевского и табакерке. К данным заданиям дети отнеслись ответственно. Сообщения были интересные и познавательные.

Урок – позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. Каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников. Благодаря этому каждый ученик постоянно находился в процессе мыслительной деятельности, которая благоприятно влияет на развитие учащихся.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, умело доказывали свою точку зрения.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Активно велась словарная работа. На данном этапе были выявлены значения непонятных и вышедших из употребления слов.

В конце урока на этапе рефлексии учащиеся проанализировали свою работу и на этапе итога урока подвели итоги.

Были использованы здоровьесберегающие технологии. С целью предупреждения переутомления проведена физкультминутка.

Считаю, что цель урока достигнута, задачи урока выполнены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.

Задачи:

образовательная : при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;

развивающая : расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,

воспитательная : воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения;

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: прививать любовь к чтению

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
  2. Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
  3. Карточки с заданиями.
  4. Шкатулка.
  5. Аудиозапись (пьеса Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»).

Ход урока

1.Организационный момент.

Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Дорогие ребята!

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Урок литературный, а мы народ культурный.
На уроке не лениться, всем работать, отвечать,
Мы сегодня на уроке будем знанья получать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.

Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)

Я хочу задать вам такой вопрос. Может ли в сказках присутствовать музыка? (ответы детей).

А теперь ответьте мне на такой вопрос. Музыка - это только музыка? (рассуждения детей)

Музыка – это настроение.

Вы когда-нибудь видели музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?

Кто или что играет на таком музыкальном инструменте?

Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка).

Какие бывают шкатулки?

А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

Эта музыка механическая или живая?

(Живая, но очень похожа на механическую).

Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.

Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?

Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать название этого произведения и автора, который его написал.

3.Самоопределение к деятельности.

(Дети работают в группах по карточкам).

1группа-расшифрует фамилию имя и отчество автора.

23о45д78о74е55в61с88к19и35й

2и 3 группы расшифруют название произведения

2 группа- по указанну шифру мы составим слова и получим название произведения.

3 группа-из предложенных частей слова составим словосочетание и получим название произведения.

Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся на уроке?

С краткой биографией Одоевского нас познакомит Света Суина.

Владимир Фёдорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге . На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Он занимается устройством детских приютов, также по его идее была основана в Петербурге больница для приходящих.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

4.Работа по теме урока.

Кто знает, что такое табакерка ?

Послушаем сообщение Коли Кочнева о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

В словаре Ожегова даётся такое толкование слова табакерка: коробочка для табака.

На дом вам было задано познакомиться с содержанием сказки Одоевского «Городок в табакерке». Сами того не подозревая вы познакомились с одной из сказок дедуши Иринея. Псевдоним-Одоевского.

Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

5.Словарная работа.

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Ставни - затвор на окнах.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха.

Тиснёная бумага – бумага, которая имеет выпуклый или вдавленный рисунок.

Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Одинакие – одинаковые

Учтиво – очень вежливо

Досадно – обидно

Авось - может быть

С сими словами – с этими словами

Индо – даже

Опамятоваться – опомниться.

6.Физкультминутка.

Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем по дороге,

поднимаем выше ноги

И нам встретились в пути - колокольчики- звонки (наклон головы) динь, динь

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук

Толстый валик великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

шуры муры говорит

Зиц, зиц,зиц кричит царица

Золотая кружевница.

7.Работа над содержанием сказки.

Как в сказке выглядила табакерка?

Как она была устроена? (с.168).

Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши, когда он смотрел на табакерку. Предположите, о чём он мог мечтать?

Как назывался «волшебный» городок, по которому путешествовал главный герой?

Как вы думаете, почему папенька именно так назвал волшебный городок?

О чём папенька строго предупредил мальчика? Прочитаем по ролям с.

С кем Миша отправился в городок Динь-динь?

В чём проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.

Какие уроки вынес для себя Миша из путешествия по городу Динь-динь?

Давайте найдём в учебнике и прочитаем эти уроки.

1 урок (с.162)-Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое.

2 урок (с.164)-Это от того, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.

3 урок (с.165)-Вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная.

4 урок (с.165)-Без учебников и учёбы жить не интересно.

Убедите меня в правильности последнего урока.

Какое впечатление у вас сложилось о мальчике? Почему?

Сейчас мы прочитаем основную часть сказки, но прежде обратите внимание на слова: колокольчики, молоточки, валик с крючками, пружинка, колёса.

Как произносит эти слова Миша в конце произведения?

Предположите, что могло произойти с Мишей?

Реальные или фантастические события описаны в произведении. Обоснуйте свой ответ.

Вы хотели бы оказаться в мире фантастики?

8.Игра «Кто сказал?»

А) « Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки»

– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?

– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?

– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычек».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?
– А кто сказал эти слова:
вывешивается надпись «колокольчик»)

Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.

9.Синквейн со словом табакерка.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Пример: учитель

Умный, добрый

Учит, помогает, переживает

Много идей-мало времени.

Синоним: педагог

Табакерка (2 прилагательных, 3 глагола, определение, синоним)

10.Рефлексия.

Как вы оцениваете работу своего класса?

Как вы оцениваете свой вклад в урок?

11.Итог урока.

Чем запомнился вам урок?

Что нового открыли для себя?

В чём особенность этой сказки и можно ли её назвать научной?

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 4 класс В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра». Подготовила: Марченкова Светлана Александрона учитель начальных классов СОП МБОУ «Тургеневская СОШ»

Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

табакерки Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Горка – это мебель для посуды - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. Ставни

Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Тисненая бумага

авось-может быть с сими словами-с этими словами индо-даже опамятоваться-опомниться

Рефлексия -Как вы оцениваете работу своего класса? -Как вы оцениваете свой вклад в урок?

Домашнее задание Составить рассказ о сказочном городке.

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http:// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru Интернет – ресурсы.


«Городок в табакерке» характеристика Миши и других героев кратко изложенная в этой статье.

Был не только основателем музыкознания, но и гениальным мыслителем и писателем. Он писал даже сказки для детей. Самая известная из них это «Городок в табакерке». Сказка рассказывает историю о том, как однажды папа подарил своему сыну табакерку. Малышу захотелось узнать как работает игрушка и он загорелся желанием попасть внутрь нее. Однажды случилось чудо: к нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил Мишу в табакерку. Главній герой сказки «Городок в табакерке» много чего узнал об устройстве табакерке, но как проснулся, понял, что это был всего лишь сон.

Характеристика героев сказки «Городок в табакерке»

  • Миша – главный персонаж сказки. Он немного упрямый, так как не послушался папу и самостоятельно отправился в городок, расположенный в табакерке. Но вместе с тем Миша любопытный и любознательный, добрый и находчивый, честный и добрый. Попав в чудесную страну табакерки по приглашению мальчика-колокольчика, Миша стал изучать устройство игрушки. Он смог разобраться в сложном механизме. Но, к сожалению, все это только приснилось мальчику.
  • Папенька – второстепенный персонаж. Проявил себя как заботливый и умный отец мальчика Миши. Он старался, чтобы сын вырос честным и образованным человеком. Именно папенька подарил Мише музыкальную игрушку – табакерку. Открыв крышку, он оставил мальчика с ней наедине, дабы сын проявил сообразительность и самостоятельно разобрался с механизмом устройства.
  • Мальчики-колокольчики – второстепенные персонажи. Это маленькие жители табакерки. Они помогли мальчику понять, как работает музыкальная игрушка: мальчики-колокольчики объяснили Мише законы перспективы в рисовании, физические законы; дали общую характеристику механизма. Жители табакерки работают для того, чтобы в ней играла музыка.
  • Дядьки-молоточки – второстепенные персонажи. Они постоянно занимаются тем, что беспрестанно стучат по колокольчикам. Эти тощие господа имеют длинные носы и тонкие ножки. Они зависят от Валика — надзирателя, который их цепляет крючочками. Мальчики-колокольчики считают молоточков нехорошими и злыми.
  • Валик – второстепенный персонаж. Это надзиратель, который приводит в движение молоточки, лежа на диване. Себя он считает добрым надзирателем.
  • Царевна Пружинка. Является главной частью механизма музыкальной табакерки. Она приводит все устройство в движение, и музыкальная табакерка начинает играть. Царевна Пружинка толкает валик, который цепляется за молоточки, те стучат по колокольчикам, и играет музыка. Если пружинку испортить, то музыкальная игрушка станет негодной. Мальчик Миша решил проверить, так ли это. Он прижал Царевну Пружинку и она вылетела из табакерки. Мишенька так испугался от того испортил игрушку и проснулся.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали краткую характеристику героев сказки Городок в табакерке.